Главная » Статьи » Мои статьи

Урок по повести Куприна «Олеся»

Урок по повести Куприна «Олеся»

 

Цели урока:

Образовательные: исследование структуры повести Куприна «Олеся»;

развивающие: развивать навык анализа прозаического текста, формировать умения

анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания.

воспитательные: способствовать ориентации в мире знаний о нравственности,

осмыслению места человека в системе моральных ценностей эпохи.

 

Ход урока:

 

1. Орг. момент

2. Слово учителя о творческой истории повести:

 

Учитель, не повторяя материал, услышанного доклада, дополняет рассказ о повести «Олеся».

Уже в конце жизни Куприн признавался, что у него есть два любимых своих произведения: «Река жизни» и «Олеся». «В этих двух рассказах больше, чем в других моих рассказах, моей души».

Но современники неоднозначно отнеслись к повести. Так, А. П.Чехов видел в повести приемы «бульварного романа», из-за чего Куприн не включил повесть в сборник 1903 года. Горький же ценил «Олесю» за то, что она «проникнута настроением молодости».

Впервые повесть была опубликована в осенних номерах газеты «Киевлянин» (1903). Другие издания отказывались публиковать ее либо из-за «бульварности», либо из-за большого объема.

В основу рассказа легла история, рассказанная Куприну юристом Тулубом о том, как жители одной губернии убили знахарку, обвинив ее в ниспослании града.

Кроме того, в 1897 году Куприн путешествовал по украинскому Полесью, где руководил небольшим имением, занимался местными промыслами – охотой и рыбной ловлей. Итогом все этих впечатлений стали несколько рассказов и повесть «Олеся».

3. Аналитическая работа с текстом (по группам)

 

Группа 1. Полесье. Нравы крестьян.

1.С какой целью молодой «паныч» Иван Тимофеевич приезжает в глухую деревушку Волынской губернии?

(Хотел получить свежие впечатления, найти сюжеты для новых рассказов).

Крестьяне, их нравы (глава 1).

Что доказывает, что Иван Тимофеевич - человек мира цивилизации? (Он образован, пытается лечить и учить людей, тоскует по светским дамам).

 

Группа 2. Мануйлиха. «Избушка на курьих ножках».

Что нарушает привычную деревенскую скуку «паныча»? (гл.2)

Избушка Мануйлихи. Какие сказочные элементы используются в описании Мануйлихи? (гл.3)

 

Для справки:

  • главного героя (Иван) выбрано не случайно. Как в волшебной сказке, герой отправляется в лес и почти сразу чувствует, что «время медленно и бесшумно проходит мимо». Заблудившийся герой словно выпадает из своего реального мира, попадая в чужой, отрезанный от людей («из вашего болота во веки веков не выберешься»), но совершенно не опасный, в отличие от настоящей сказки, мир.

Сама героиня представляется Ивану Тимофеевичу Аленой. Невольно вспоминаются сказочные персонажи – сестрица Аленушка и братец Иванушка. В этой паре, кстати, девушка мудрее и смелее младшего брата.

В волшебных сказках на границе между «своим» и «чужим» мирами героя обычно встречает баба Яга. У Мануйлихи «все черты бабы Яги, как ее изображает народный эпос, были налицо». Главный герой описывает ее «худые щеки, втянутые внутрь, …острый, длинный, дряблый подбородок, …провалившийся беззубый рот, … выцветшие голубые глаза». Все вещи в доме «колдуньи» также имеют сходство с атрибутами бабы Яги: есть «огромная облупившаяся печка», по стенам висят «пучки засушенных трав, связки сморщенных корешков». Подобно сказочной старухе, Мануйлиха обладает некой сверхъестественной силой: умеет гадать и предсказывать судьбу. Кстати, «образов в переднем углу не было», что также говорит о ее связи с темными силами. Наконец, живет Мануйлиха со своей внучкой в «сказочной избушке на курьих ножках».

В волшебных сказках, попадая в «чужой» мир, главный герой, как правило, преодолевал нелегкие испытания. Лесной мир ничем не угрожает Ивану Тимофеевичу, ему все же придется выдержать испытание любовью, которая придет к герою вместе с наступившей весной, превратившись «в какую-то волшебную, чарующую сказку».

Если сказочному герою плохо в «чужом» мире, а в «своем» уютно и спокойно, то Ивану Тимофеевичу, напротив, хуже в привычном пространстве. Его тянет в лес, к Олесе, где герой наслаждается «светом, теплом, радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любви».

Мир Олеси - лес, свободное и родное пространство. Город, где все «толкаются, шумят, бранятся», для нее чужой. В нём «воздуху не хватает», а люди «внизу живут, под самой землей, в сырости и холоде» и «солнца у себя в комнате круглый год не видят». Это напоминает описание «чужого» мира волшебной сказки.

Если в сказке мотив бесовства связывают с миром леса, то в повести Куприна жесток и страшен мир людей: «кипящий вихрь человеческих физиономий», «озверевшая толпа беснующихся баб», а «площадь кишмя» кишит «пьяным, галдящим народом».

Любовь лесной красавицы останется для Ивана Тимофеевича лишь чудесной сказкой («Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви»): он не выдержит испытания.

 

Группа 3. Олеся.

Что сначала привлекает Ивана Тимофеевича в Олесе и Мануйлихе? (Таинственность, сказочность. Ученики зачитывают портреты Олеси и Мануйлихи, описание их хаты).

Что доказывает, что они представители духовного мира? (Они близки природе, посвящены в ее секреты, действуют интуитивно).

Почему Олеся и Мануйлиха бегут от людей? (Они боятся злобы, грубости, корысти).

Философ Николай Бердяев писал, что человек, пожив духовно, творчески, хочет после пожить цивилизованно, комфортно, но, ударившись с головой в цивилизацию, он превращается в машину. Каков же тогда выход? Неужели мы все должны уходить в леса, становиться отшельниками? (Нет, нужно совмещать духовные ценности с благами цивилизации).

Чем привлекает портрет Олеси (гл.3,4).

Гадание Олеси. (гл.3). Олеся об Иване Тимофеевиче, о судьбе (гл.4).

Чары Олеси («фокусы») – (гл.5).

Олеся о церкви (гл.6).

 

Группа 4. О любви.

Зарождение любви (гл.6). Как зарождается любовь: с первого взгляда или в процессе общения?

Что очаровывает Ивана Тимофеевича в Олесе? (гл.6)

Самые счастливые минуты жизни героев (гл.10). Кто первым признаётся в любви? (гл.10)

Целый месяц длится «наивная, очаровательная сказка любви» (гл.11).

Иван Тимофеевич о женитьбе (гл.11).

 

 

Группа 5. Отношение сельчан к Олесе и Мануйлихе. Избиение Олеси.

Какое несчастье грозит Олесе и её бабушке? (гл.8)

Чем жертвует Иван Тимофеевич, чтобы им помочь? (гл.9)

На какой поступок решилась Олеся, чтобы доказать свою любовь Ивану Тимофеевичу и – главное – самой себе? Что говорит Олеся о церкви? (гл.11) Избиение Олеси. Проклятье (гл.12).

Иван Тимофеевич и Олеся в хате (гл.13).

Гроза, град (гл.14). Нитка коралловых бус – память об Олесе.

4. Беседа:

 

- Почему закончилось «наивная, очаровательная сказка любви»?

- Ваше отношение к главным героям повести

- Какая, на ваш взгляд, основная идея повести Куприна «Олеся»?

 

Стремление человека быть ближе к природе, её живительным сокам и невозможность в условиях жёстко регламентирующей его цивилизации осуществить эту идиллию. Человек может быть прекрасным, если будет развивать, а не губить данные природой способности. Социальная среда губит лучшие свойства человеческой души, если человек отдаляется от естественного, заложенного в него природой.

5. Тест

 

1. Как звали рассказчика в повести «Олеся»?

а) Иван Тимофеевич; б) Иван Петрович; в) Иван Иванович.

2. Что оставила Олеся в память о себе?

а) бусы; б) письмо; в) крест.

3. О ком идёт речь: «...считается самым бедным и самым ленивым мужиком во всем Переброде; жалованье и свой крестьянский заработок он пропивает; таких плохих волов, как у него, нет нигде в окрестности»?

а) урядник; б) слуга рассказчика; в) помещик Абросимов.

4. Чей интерьер описан: «Большую часть избы занимала огромная облупившаяся печка. Образов в переднем углу не было. По стенам, вместо обычных охотников с зелеными усами и фиолетовыми собаками и портретов никому не ведомых генералов, висели пучки засушенных трав, связки сморщенных корешков и кухонная посуда. Ни совы, ни черного кота я не заметил, но зато с печки два рябых солидных скворца глядели на меня с удивленным и недоверчивым видом»?

а) хата Олеси; б) изба рассказчика; в) дом слуги.

5. Что хотели сделать с Олесей женщины?

а) вымазать дёгтем; б) забросать камнями; в) сдать уряднику.

 

Ключи к тесту

 

1–а

2– а

3–б

4–а

5–а

 

6. Подведение итогов, рефлексия:

 

- Что показалось вам наиболее интересным на уроке? Что было трудным?

Категория: Мои статьи | Добавил: ЕленаВалентиновна (10.09.2019)
Просмотров: 439 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar